2017.11.30 

О Джиме Нельсоне, об одном из моих любимейших постановочных фотографов я хочу рассказать через типичный спор в индустрии современной фотографии, который стал очень жизненным для меня.

Дело в том, что современная концептуальная фотография все дальше отходит от привычных красочных портретов, пейзажей и прочих прелестей, которые у вас строго ассоциируются со стилем National Gegraphic. Редакции все больше убеждаются в важности голой репортажки над классическим сегодня стилем вроде того, что снимал Стива Маккари. Помните его портрет афганской девочки – икону стиля NatGeo XX века? Так вот сейчас такой портрет сделать, продать и прославить просто невозможно.
Я вспоминаю, как мы однажды готовили с Леной выставку про проблемы беженцев в России и пригласили поучаствовать наших друзей – замечательных репортажных и концептуальных фотографов. Девочка куратор выставки сказала тогда обиднейшую для меня фразу. Она хотела избежать типичного и отвратительно стиля National Geographic. Удар в самое сердце. И даже не потому, что "типичный стиль" и правда породил кучу бездарных подражателей, а то, что я понял, что люди так ничего и не понимают в фотографии. Они заочно ждут проект, который укладывается в современную конъюктуру абсолютно отрицая любое отклонение. А ведь смысл, кажется, должен быть не в том, как ты приблизился к какому-либо стилю, а в твоей идее.
Другой случай был, когда мой замечательнейший друг Володя Севриновский – журналист, работающий в Дагестане сказал, что он не находит жизненной постановочную фотографию, где герои в идеально отлаженной позе смотрят тебе в камеру и изображают то, чем вроде как уже и не являются в настоящей жизни. Гораздо лучше, если ты снимаешь их реальную жизнь без постановок, то есть делаешь репортажку. Мы тогда как раз говорили о Джимми Нельсоне и его стиле идеализированного портрета племен. И я снова был поражен. Я думал: "Как? Неужели никто не видит, что вижу я и обращает внимание только на формат картинки?"
Но что вижу я? За любым личным фотопроектом я в первый же момент хочу видеть идею, масштаб проекта и проблему. И как только масштаб в моих глазах приобретает значение, я восхищаюсь. Посмотрите на фотографии Нельсона: